Финансовое планирование требует четкого учета и прогнозирования денежных потоков. В этой статье мы рассмотрим основные виды финансовых планов, их назначение и особенности составления.

Содержание

Финансовое планирование требует четкого учета и прогнозирования денежных потоков. В этой статье мы рассмотрим основные виды финансовых планов, их назначение и особенности составления.

Основные виды финансовых планов

  • Бюджет
  • Смета
  • Финансовый план
  • Баланс доходов и расходов

Характеристики каждого вида

НазваниеНазначениеСфера применения
БюджетПланирование доходов и расходов на периодЛичные финансы, бизнес, государство
СметаДетальный расчет затрат на конкретный проектСтроительство, мероприятия, производство
Финансовый планКомплексное планирование финансовой деятельностиБизнес, инвестиционные проекты
Баланс доходов и расходовСопоставление всех поступлений и выплатПредприятия, организации

Бюджет как основной план доходов и расходов

Бюджет - наиболее распространенная форма планирования финансовых потоков. Он может составляться для:

  1. Личных или семейных финансов
  2. Компании или организации
  3. Государства или муниципального образования
  4. Отдельного проекта или мероприятия

Составные части бюджета

  • Доходная часть (все планируемые поступления)
  • Расходная часть (запланированные траты)
  • Дефицит/профицит (разница между доходами и расходами)
  • Финансирование дефицита (источники покрытия)

Виды бюджетов по периоду планирования

Вид бюджетаПериодОсобенности
ОперативныйДень, неделя, месяцДетализированный план текущих операций
ТекущийКвартал, годОсновной инструмент финансового планирования
Перспективный3-5 летСтратегическое финансовое планирование

Как составить эффективный бюджет

  1. Соберите данные о доходах за предыдущие периоды
  2. Классифицируйте расходы по категориям
  3. Определите приоритеты в расходах
  4. Спрогнозируйте доходы на планируемый период
  5. Распределите расходы в соответствии с доходами
  6. Предусмотрите резервы на непредвиденные траты

Важная информация

В бизнесе план доходов и расходов часто называют "Бюджетом доходов и расходов" (БДР) или "Profit and Loss Statement" (P&L). Этот документ является обязательной частью финансовой отчетности компании и служит основой для принятия управленческих решений.

Другие статьи

Для чего нужна декларация 3-НДФЛ и прочее